Ресурс 1
8 800 600 26 99
Москва Обратный звонок

Лак – от древности до наших дней

С того самого момента, когда первобытный человек вышел из пещеры и начал строить собственное жилище, ему стали необходимы изделия, создающие комфорт. Кроме кухонной утвари, в домах потребовались предметы мебели. Поначалу это были куски деревьев, наиболее подходящие по форме. Затем, благодаря созданию инструментов, дерево подвергали обработке. И наступил момент, когда человек захотел, чтобы мебель приносила не только удобство, но и была красивой.

Задумываясь над тем, как придать древесине эстетичный вид и сохранить ее первозданную красоту, человек начал применять различные природные материалы и, прежде всего сок деревьев. По данным историков самые древние изделия, покрытые лаком, датируются II веком до нашей эры. Китайские мастеровые придумали покрывать мебель, украшенную искусной резьбой, расписанные металлические вазы соком лакового дерева, который после застывания образовывал прочную пленку. Многократно нанося этот природный лак, они превращали изделия, декорированные рисовой бумагой, таканью, или из папье-маше в прочные, водостойкие чаши, вазы и шкатулки. В музеях мира и частных коллекциях хранятся мебель, предметы, украшенные филигранной резьбой по красному лаку, тончайшей росписью лаком, в состав которого входит золотой порошок, инкрустированные оловом, серебром и перламутром.

Похожим лаком пользовались мастера Кореи, Японии, Индокитая. Намного позже, в XV-XVII веках в Иране, Индии и Центральной Азии в качестве основной составляющей лака применяли смолу дерева сандарак (семейства кипарисовых). Кроме того, в Индии в качестве основы под роспись большой популярностью пользовались так называемые золотые, или нирмальские лаки, которые изготавливали из сока зерен индийского финика, или тамаринда.

В Европу лак попал приблизительно в XV веке. Со временем художники и изготовители мебели упростили технику производства, начали применять масляные лаки, использовали горячую сушку.

Но лаком пользовались не только художники. Считается, что Страдивари добился неповторимых, чарующих звуков каждой своей скрипки именно благодаря особому составу лака. Повторить его не смог ни один мастер, поэтому инструменты, изготовленные Гаспаро да Сало, Андреа Амати и семьи Гварнери имеют собственное звучание.

Российские художники покрывали лаком написанные масляными красками пейзажи, жанровые сценки, портреты, цветы, изображенные на подносах, шкатулках, табакерках. Так появились федоскинская миниатюра, жостовская роспись, а также палехская, мстерская, холуйская миниатюры.

В XX век высоких скоростей и бурного развития химической промышленности, ученые разработали технологии изготовления акрилатных, алкидных, фенольных, полиуретановых лаков, которые быстро сохнут и затвердевают, хотя и могут иметь неприятный запах. Для массового строительства и производства мебели это было удобно, позволяло в короткий срок выполнить огромный объем работ.

Но сегодня все больше людей отдают предпочтение натуральным краскам для дерева, понимая, что именно они сохранят внешний вид изделий из древесины, дружественны к окружающей среде, лучше всего отвечают современным тенденциям здорового образа жизни и соответствуют экостилю.

Возврат к списку